Психологическая адаптация к самостоятельной жизни в социуме воспитанников детских домов
Актуальность разработки программ и проведения обучающих семинаров, вебинаров по вопросам адаптации детей-воспитанников интернатов, а также детей, оставшихся без родительского попечения, растёт прямопропорционально росту беспризорности в стране. Воспитанные в детских домах, лишённые теплоты родительской заботы и опыта проживания в семье, с багажом недоверия к взрослым, негативных межличностных отношений со сверстниками, паталогической наследственностью, дети в анамнезе имеют психоэмоциональное отставание, задержку в физическом развитии. Все эта факторы оказывают деструктивное влияние на формирование и развитие личности.
Чтобы подобрать правильный и кратчайший путь к сердцу ребёнка, стать его проводником в мир самовосприятия, самореализации и счастья, специальную подготовку должны проходить специалисты организаций социальной защиты детей и семьи, опекунских советов, служб сопровождения замещающих семей, сотрудники интернатов, детских домов, педагоги школ и центров по внешкольной работе, родители, готовящиеся к усыновлению.
Понимание детской осиротевшей души
Адекватное восприятия окружающего мира, собственного «Я» у таких детей видоизменено. Процесс вхождения в общество сопряжён со множеством проблем, которые нами в обыденной жизни не идентифицируются:
- неумение идти на контакт из-за блоков психологической защиты;
- переживание и проживание потери биологической семьи;
- нарушение сиблинговых отношений;
- дезадаптация;
- хронический стресс;
- аддикция;
- последствия физического, психологического и сексуального насилия;
- посттравматическое стрессовое расстройство;
- определение социального статуса в группе сверстников в школе и ВУЗе;
- низкий мотивационный уровень познавательного процесса.
Помощь должна быть упреждающей!
Задача взрослых – отыскать наиболее эффективные методы и формы социально-психолого-педагогического сопровождения. Комплексный подход позволяет охватить разновозрастных детей – младшего школьного возраста (7-12 лет) и юношей (18-21 год), а значит, удастся непрерывно на всех этапах взросления контролировать процесс адаптации, охватывая период, когда подросток начнёт профессиональное обучение в ВУЗах, попадёт в студенческую среду и поступит на первое место работы.
Три основополагающих взаимосвязанных направления:
- Социальное.
- Психологическое.
- Педагогическое.
Выбирайте те обучающие площадки, на которых охватывая эти три направления, не теряют в качестве и объёме подачи материала. Обращайте внимание на спикеров – профессионалы те, кто теорию подкрепляет случаями из практики, при обращении помогут выработать или адаптировать технологии успешной адаптации детей лишенных родительского попечения к комфортному сосуществованию и нормальной жизни в новой семье к конкретному случаю, те, кто имеет авторские программы и технологии.
В условиях карантина все занятия проходят на платформе ZOOM. Использование видеокамеры и непосредственное присутствие на занятиях значительно повысит уровень восприятия и усвоения материала.